Автомобиль Тесла: дорогая игрушка или машина будущего?
Сeгoдня слoжнo нaйти чeлoвeкa, интeрeсующeгoся aвтoмoбилям, кoтoрый ни рaзу нe слышaл o Tesla Motors и иx изoбрeтeнияx. Эту мaрку aвтoмoбилeй нaзывaют «Apple oт aвтoстрoeния» — и кoмпaния, прoизвoдящaя дeйствитeльнo иннoвaциoнную прoдукцию, впoлнe зaслуживaeт тaкoгo имeнoвaния. Мы сoбрaли в oднoм тeкстe истoрию, мoдeльный ряд, oбзoр Tesla Model S и плaны нa будущee oднoгo из сaмыx интeрeсныx aвтoпрoизвoдитeлeй сoврeмeннoсти.С чeгo всё нaчинaлoсь?Кoмпaния Tesla былa oснoвaнa в 2003 гoдуКoмпaнию oснoвaли в 2003-м гoду Мaртин Эбeрxaxрд, Джeффри Стрaубeл, Мaрк Тaрпeннинг и Иaн Рaйт. Илoн Мaск, с кoтoрым нaзвaниe Tesla Motors сeгoдня связaнo тeснee всeгo, присoeдинился к ним тoлькo в фeврaлe 2004-гo. Oн стaл прeдсeдaтeлeм сoвeтa дирeктoрoв.Илoн мeчтaл o сoздaнии мaссoвoгo элeктрoмoбиля eщё в унивeрситeтe. Пo сoбствeнным слoвaм Мaскa, Tesla Motors никoгдa нe былa для нeгo oбъeктoм пoлучeния прибыли с влoжeнныx инвeстиций — oн стaл рaбoтaть с фирмoй тoлькo для тoгo, чтoбы дoкaзaть: крaсивый элeктрoмoбиль, кoтoрый мoжeт прoexaть нa oднoй пoдзaрядкe сoтни килoмeтрoв, нe фaнтaстикa, a рeaльнoсть.В oднoм из свoиx интeрвью oн впрямую зaявил, чтo пoявлeниe элeктрoмoбилeй нa мaссoвoм рынкe нe выгoднo ни oднoму из крупныx aвтoпрoизвoдитeлeй. В кaчeствe примeрa Мaск привёл ситуaцию с элeктрoкaрoм EV1, кoтoрый General Motors oтoзвaли и пустили пoд прeсс — и этo нeсмoтря нa тo, чтo люди прoвoжaли эти aвтoмoбили с зaжжeнными свeчaми в рукax. Имeннo тoгдa Мaск всeрьёз зaдумaлся o рaбoтe с Tesla Motors, a eгo глaвнoй цeлью стaлo выпустить элeктрoмoбиль, кoтoрый смoжeт преодолевать значительные дистанции.Первый «Тесла» — Tesla RoadsterИзначально в Tesla Motors выпуск действительно массового серийного электрокара рассматривали только как цель на долгосрочную перспективу — основателям было очевидно, что такие расходы молодая фирма просто «не потянет». Поэтому в первые годы компания сосредоточилась на разработке двухместного спортивного автомобиля Tesla Roadster — по их замыслу, он должен был покрыть первоначальные расходы. И, что ещё важнее, привлечь внимание к деятельности Тесла Моторс.Запланированный выход Tesla Roadster был отложен из-за высокой себестоимости автомобиляРабота над моделью шла, и у компании появлялись новые инвесторы: Сергей Брин и Ларри Пейдж (сооснователи Google), Valor Equity Partners, Джеффри Сколл (экс-президент eBay) и другие известные представители хай-тека. Таким образом, к 2007-му году, в сентябре которого должно было начаться производство электрородстера, в фирму было вложено более 105 миллионов долларов.К сожалению, стартап столкнулся с серьёзными проблемами финансового характера. Оказалось, что фактические себестоимость и, соответственно, цена автомобиля «Тесла» значительно превосходят запланированные величины, и составила 109 000 долларов. Это привело к череде увольнений: фирму покинула треть сотрудников, в том числе и один из её основателей — Мартин Эберхард.Выход Tesla Roadster отложили «в связи с возникшими при сборке трудностями». К этому моменту деньги на счетах предприятия заканчивались, поэтому Маск был вынужден увеличить цену на уже заказанные автомобили. Клиенты, уже заплатившие за них, начали нервничать, а в прессе появились негативные комментарии. Впрочем, стоит сказать, что СМИ «хоронили» оснащённый электродвигателем родстер с первых дней его анонса.Для того чтобы справиться с возникшими затруднениями, Илон Маск собрал новую команду, чётко определил список проблем, которые мешают выпуску автомобиля Тесла, и для каждой из них назначил лицо, ответственное за устранение этого препятствия. Результатом стало то, что в начале 2008-го на рынке всё-таки появился первый Тесла Родстер.В своём блоге Маск сообщил, что после ухода Эберхарда им пришлось искать новых поставщиков, а также частично либо полностью перерабатывать почти все основные компоненты машины. В результате бюджет вывода первой Тесло на рынок был превышен почти в 6 раз — вместо запланированных $25 миллионов компания потратила $140 миллионов.Базой для автомобиля стала платформа Lotus Elise, что привело к дополнительным проблемам. Дело в том, что Tesla Motors не имели права вносить существенные изменения в разработанную британцами конструкцию. Из-за этого стоимость «базы» Тесла Родстер удалось уменьшить только до 109 тысяч долларов, а цена спортивного варианта первой «Теслы» составила 128.5 тысяч долларов.Тем не менее, прорыв в сфере электроавтомобилей был налицо. Tesla Roadster стал: первым электрокаром с батареей, состаящей из обычных маленьких бытовых батаереек; первым серийным автомобилем на электрической тяге, который без подзарядки проехал более 320 км. Более того, ему удалось поднять планку рекорда больше чем в полтора раза — машина одолела 501 километр, средняя скорость при этом составила 40 км/ч. Уолл-СтритСразу после начала поставок родстера Илон Маск заявил о следующих планах: постройка завода в Калифорнии; вывод машины на европейский рынок; разработке седана Whitestar (Model S). Для того, чтобы проделать всё это, фирме потребовалось ещё $100 миллионов, но желающих среди крупных инвесторов не оказалось. Маск обратился к текущим партнёрам фирмы, вложил в неё все собственные сбережения, закрыл офис, сократил четверть сотрудников. Это были самые трудные времена в истории фирмы.С первых дней продажи модели Tesla Model S превосходили все ожиданияВ марте 2009-го фирма показала вторую модель — это был прототип премиум-седана Model S. Хотя на модель сразу же обрушился шквал негативных комментариев от скептически настроенных представителей прессы, уже в мае Daimler A. G. (производитель автомобилей Mercedes-Benz) инвестировали в развитие Tesla Motors $50 миллионов. В июне компания, в рамках «зелёной» программы, получила кредит на сумму $465 миллионов у министерства энергетики США, что позволило ей окончательно справиться с внутренним кризисом. Спустя год, в июне 2010-го, Tesla Motors впервые публично разместили на бирже акции. Несмотря на пессимистичные прогнозы, стоимость акции в первый же день выросла на 41%, что позволило компании привлечь ещё $226 миллионов.Новый автомобиль Тесла в США начали продавать в июне 2012-го года, а в Европе — немного позднее, в августе 2013-го.Результаты превзошли все ожидания: фирма полностью погасила государственный кредит, сразу же начала увеличивать объём производства Model S и, впервые за 10 лет собственной истории, получила прибыль.Tesla Model SЧто под капотом?Седан Tesla Model S предлагается в трёх модификациях: Р60, Р85 и Р85+: Технические характеристики Tesla Model S Р60 Р85 Р85+ Запас хода (км) 335 425 425 Мощность силовой установки (л. с.) 302 362 416 Крутящий момент (Н: м) 430 440 600 Разгон до 100 км/ч (с) 5.9 5.4 4.2 Максимальная скорость (км/ч) 190 200 210 Цена Tesla Model S в США ($) 62 400 72 400 85 900 В комплект поставки включено всё необходимое для зарядки оборудование. В России чаще всего встречаются европейские версии седана, которые оснащаются пакетом для холодного климата, упрощающим езду зимой. Он включает в себя: подогрев сидений; подогрев форсунок омывателей; подогрев зоны покоя стеклоочистителей. Такой вариант автомобиля Тесла даже в -20 чувствует себя на дороге хорошо; заряд аккумуляторов снижается незначительно. При этом не стоит забывать о характерной особенности электрокара: если отпустить педаль газа, двигатель начинает работать как генератор, возвращая большую часть получаемой энергии аккумулятору — это позволяет заметно снизить расход батареи.Стоит упомянуть, что все поставки Тесла в Россию являются неофициальными.Длина, ширина и высота автомобиля составляют 4976, 1963 и 1435 мм соответственно. Визуально машина напоминает Jaguar XJ, хотя дизайн нельзя назвать заимствованием — он просто сделан в соответствии с общими тенденциями, которые сейчас приняты повсеместно. Сравнивать Тесла с бензиновыми/дизельными аналогами очень сложно, поскольку автомобиль обладает уникальным набором характеристик и стоит значительно дороже большинства «конкурентов». Если же попробовать просто «прикинуть» аналоги по отдельным критериям, то по динамике самым близким к Тесла окажется BMW M5, а по габаритам — Volkswagen Passat.Технические особенностиПодобное расположение аккумуляторов дало сразу несколько положительных моментов — простор в салоне, низкий центр тяжести и отличную управляемостьНесмотря на то, что у автомобиля Тесло лёгкий алюминиевый корпус, нет КПП и двигателя (в привычном понимании), масса машины превышает две тонны. Значительную часть веса обеспечивает аккумуляторная батарея, которая расположена почти по всей длине днища. За счёт это особенности модель имеет очень низкий центр тяжести, что позволило сочетать высокий клиренс (15.5−20 см) со спортивной управляемостью, без характерной «валкости».Электродвигатель разместили между задними колёсами, поэтому у автомобиля два багажника: передний, на 150 литров, и задний, на 900. Причём в последнем можно установить третий ряд сидений, превратив машину в семейный транспорт.В Tesla Model S вы не найдете привычных кнопок. Их место занимает огромный 17-дюймовый дисплейСалон выглядит непривычно — к примеру, привычной ручки КПП просто нет, поскольку вместо трансмиссии у Model S однодиапазонный редуктор, переключать нечего. На передней панели всего две кнопки: открывание бардачка и аварийка. Все остальные органы управления (поворотники, режимы езды, мультимедиа) на руле и рядом.Приборная панель представляет собой дисплей, на котором выведена информация о состоянии машины и параметры движения. Вместо количества оборотов показывает данные с амперметра. А в центре торпеды расположен огромный 17-дюймовый сенсорный экран, с помощью которого настраиваются все параметры машины: клиренс, рулевое и тормоза, навигация, климат-контроль и т. д. Дисплей можно разделить пополам — в одной части будут выведены настройки машины, в другой демонстрироваться фильм или карта местности.Если говорить о безопасности, то краш-тесты однозначно показывают: автомобиль Тесло — одна из самых безопасных машин в мире. За состоянием элементов конструкции и различных агрегатов следит множество датчиков — отслеживается даже положение водителя.РекордыВторой Тесла автомобиль заработал множество достижений, из которых самыми заметными являются следующие три: электромобиль с самым большим запасом хода без подзарядки; самый быстрый электромобиль в мире (в заезде дрэг-рейсинга он обошел двухместный спортивный Dodge Viper SRT10); самый безопасный электромобиль (по рейтингам NHTSA). ЗарядкаTesla Model S заряжается тремя способами: от обычной домашней розетки (15 часов); от специального зарядника (стоит $1200, сокращает время зарядки до 6−8 часов); на «быстрой» станции — 20 минут до 80% зарядки. Такие станции уже появились в Москве, хоть пока их и немного. Автомобиль Тесла в РоссииОфициально в России электрокар не продаётся, но это не значит, что его нельзя купить. В отличие от популярных на наших дорогах гибридных авомобилей электрокары пока редкость. По данным московского ГИБДД, на август 2014-го года в столице зарегистрировано более 80-и таких машин. Владельцами Tesla Model S, в частности, являются: Дмитрий Гришин (генеральный директор Mail.ru); Михаил Подорожанский (основатель и главный редактор журнала Авторевю); Герман Греф (глава Сбербанка); Светлана Никифорова (супруга министра связи) и ещё несколько крупных бизнесменов и чиновников. По мнению аналитиков в 2015 году число «тесламобилей» в России вырастет до 150.У нас уже появился клуб владельцев автомобиля Тесла. Его основатель, Андрей Врацкий, по праву считается одним из главных популяризаторов марки в России — его автомобиль успешно «засветился» во множестве видео-тестов и обзоров СМИ.«Теслу» можно привезти из США или Европы самостоятельно, либо доверить это дело юрдическим лицам. У нас таких компаний две: «Экомоторс» и «Револьта», причём первая уже открыла в Москве, на Ленинградском шоссе, автосалон, в котором широко представлен Tesla Model S.В числе серьёзных минусов, касающихся эксплуатации Тесла у нас, можно отметить: отсутствие официальных сервисных мастерских (ближайшая расположена в Австрии); невозможность оформить страховку по КАСКО; проблемы с зарядкой аккумулятора. Что касается проблем с обслуживанием, ввиду отсутствия в модели сложных агрегатов и узлов (той же КПП), они не слишком серьёзные. К тому же, опытным путём было выяснено, что к Tesla Model S хорошо подходят некоторые запчасти от Jaguar.Tesla стала настолько инновационной компанией, что в полной мере заслужила звание «Apple от автостроения»Учитывая всё это, автомобиль Тесла можно смело назвать первым (точнее, первым на своём уровне качества) вестником новой эпохи в автомобилестроении. Реализованные в его конструкции идеи, технические характеристики и уровень продаж позволяют предположить: скоро электрокары станут не удивительной «игрушкой», а обыденным средством передвижения.Тем более что Tesla Motors имеет достаточно амбициозные планы на будущее — в частности, фирма собирается построить сеть заводов по производству аккумуляторных батарей, выпустить пикап Tesla Truck, компактный городской автомобиль Tesla Model C и т. д.Отзывы владельцевМихаил Подорожанский (основатель и главный редактор журнала Авторевю)Печалит вот что. Ни одна из страховых компаний не согласилась оформить каско — типа «зверь неизвестной природы». Еще — отсутствие гарантии, причем в первую очередь в той ее части, где обещано заменить батарею (это 7000 литий-ионных аккумуляторов, которыми начинен сэндвич-пол) даже в случае, если она окажется вспорота и загорится по вине водителя — например, вылетевшего с дороги и наскочившего на торчащий прут арматуры. Ну и 63150 рублей транспортного налога за 421 электрическую «лошадку»… Воистину, в декларируемой «борьбе за экологию» правая рука плохо осведомлена о действиях левой. А поскольку расстраиваться неохота, то порадуюсь, что Tesla Model S не пополнила пресловутый список роскошных автомобилей.Антон Белов (директор центра современной культуры «Гараж»)Из того, что понравилось особенно при эксплуатации, — это ощущение не ущербного автомобиля, а, наоборот, автомобиля будущего: что его скинули с НЛО, и вот он к тебе попал в руки. Безусловно, приятно, что влезает пять человек в автомобиль и может комфортно ехать больше часа. Это еще связано с тем, что карданного вала нет, и второй ряд посередине не обезображен выступом — пол плоский. Разгон автомобиля сумасшедший, поэтому погонять немного и посоревноваться на старте на светофоре самое оно. Единственная проблема в Москве — это зарядка, ее нужно решить заранее самому, прежде чем купить эту чудо-тачку.