На чем сэкономить при покупке автомобиля?
Экoнoмия при выбoрe aвтoмoбиля — нe тoлькo вoзмoжнoсть зaплaтить мeньшe здeсь и сeйчaс. Скoрee этo вoзмoжнoсть грaмoтнo рaспoрядиться имeющимися рeсурсaми, oткaзaвшись oт нe слишкoм вaжнoгo. Нa чeм мoжнo сэкoнoмить, выбирaя aвтoмoбиль, и стoит ли oнo тoгo?Кaк гoвoрится в бoрoдaтoм aнeкдoтe, «в Пoлитбюрo нe дурaки сидят». Oпрeдeляя цeну кaждoй кoмплeктaции, мaркeтoлoги стaрaются сбaлaнсирoвaть спрoс. Нe сдeлaть eдинствeнную сaмую выгoдную вeрсию мoдeли, a сoздaть цeлый ряд кoмплeктaций, кaждaя из кoтoрыx xoрoшa чeм-тo свoим. И пoдoйдeт свoeй aудитoрии.Прoстoй примeр: сaмaя дoступнaя вeрсия мoдeли рeдкo стaнoвится сaмoй прoдaвaeмoй. Xoтя, кaзaлoсь бы, всe xoтят сэкoнoмить при пoкупкe, в чeм дeлo? Прoстo кaк мы ужe упoмянули, экoнoмия — этo нe бeздумнoe жeлaниe зaплaтить мeньшe. Этo выбoр oптимaльнoгo вaриaнтa, в кoтoрoм будeт всe нужнoe личнo вaм, и ничeгo бoлee.Кстaти, сущeствуeт прoстoe эмпиричeскoe прaвилo: выбирaя aвтoмoбиль, oтбрaсывaйтe сaмую дoступную и сaмую дoрoгую версии. Логика такая: базовая комплектация всегда делается «пустой» ради снижения цены, которая затем будет использоваться в маркетинговых целях. Пользоваться таким автомобилем неудобно. А самая дорогая комплектация всегда избыточна и больше теряет при перепродаже.Осталось только понять, что именно вам нужно. Этим и займемся. И помните, что есть стоимость покупки (ее вы платите однажды), а есть стоимость владения. Это деньги, которые вы заплатите потом, и их тоже нужно учитывать.Размер автомобиляМодели одного производителя (напомним про классификцию) становятся дороже с увеличением размеров. Есть и исключения, самые яркие связаны с феноменом «бюджетных седанов»: Volkswagen Polo sedan стоил дешевле хэтчбека Polo. Седан Hyundai Solaris стоил схожих денег с малюткой i20. Но есть и не связанные: Toyota Camry после запуска российской сборки была дешевле Avensis с тем же двигателем. Mazda CX-7 при схожих размерах была заметно дороже в покупке и обслуживании, чем CX-5. Результат один: все перечисленные исключения из правил ушли с рынка. Спрос быстро исправляет просчеты маркетологов.Размер — это не только длина, но и другие габариты.Экономим на размере!Универсал, в котором больше запас места и в котором «больше железа», дороже седана или хэтчбека. «Вэны» дороже универсалов того же класса. А кроссоверы дороже их всех — это те же универсалы или компакт-вэны, только с более сложной трансмиссией и подвеской.Например, вам нужен автомобиль для перевозки четверых габаритной длиной в районе 4,5 метров. В таком случае различные типы автомобилей так расположатся по увеличеию стоимости: Седан или хэтчбек: Chevrolet Cruze, Ford Focus, Kia Cerato, Mazda3. Универсал: Ford Focus универсал, Hyundai i30 универсал, Kia cee’d SW, Opel Astra Family универсал. Компактвэн: Citroen Grand C4 Picasso Mazda5, Opel Zafira Family. Внедорожник: Ford Kuga, Mazda CX-5, Honda CR-V, Toyota RAV4. Причем цены автомобилей первой и четвертой категории, седанов и внедорожников, в похожей комплектации могут отличаться вдвое! А разница в полтора раза — совершенно в порядке вещей. И не только в момент покупки: у внедорожников выше расход топлива и дороже регламентное обслуживание. Даже мойка будет стоить дороже.Размеры — тот случай, когда все очевидно: хотите сэкономить сейчас и потом — возьмите автомобиль поменьше. Если только дело не касается купе или кабриолета: Porsche 911 с габаритной длиной 4,49 метра тоже укладывается в обозначенные выше рамки, но вряд ли понравится вашему бюджету.Техническое оснащениеНа чем нельзя экономитьГоворя «техника», мы имеем в виду три ключевых параметра: двигатель, коробка передач и тип привода.Наибольший вклад в затраты, конечно, вносит двигатель. Он дороже в покупке. От мощности двигателя напрямую или косвенно зависят ключевые параметры стоимости владения: расход топлива; налоги; страховка; стоимость обслуживания. Особенно разительным будет удорожание, если мощный силовой агрегат устроен сложнее слабого (наличие турбонаддува, двигатель V6 или V8 вместо рядной «четверки» и т. п.).Что насчет дизельного двигателя? Отличная идея, если речь о большом мощном автомобиле — внедорожнике, пикапе или даже седане E- или F-класса. Экономия на топливе и налогах (если дизель не мощнее 250 л. с.) внушительна и составляет десятки тысяч рублей ежегодно. Дизельные модели дешевле и ликвиднее. На небольших машинах экономика другая: с учетом переплаты при покупке дизель будет окупаться только при больших пробегах.С коробкой передач проще: «механика» дешевле и при покупке, и во владении. С ней ниже вероятность дорогостоящего ремонта, и расход топлива тоже ниже. Но и минусы очевидны: многие водители в принципе не рассматривают покупку машины с «механикой», поэтому ее сложнее продать на вторичном рынке. Начиная с «гольф-класса» большинство машин — с «автоматом».Вот доля модификаций с автоматическими коробками передач по различных классам среди автомобилей, официально предлагаемых в России (собственная информация Auto-offer): Класс Доля автоматических КПП Легковой A 42,6% Легковой B 37,5% Легковой C 54,7% Легковой D 77,1% Легковой E 98,1% Легковой F 100,0% Купе 70,5% Кабриолеты 76,3% Внедорожник B 51,5% Внедорожник C 65,8% Внедорожник D 77,4% Внедорожник E 97,7% Микровэны 41,9% Компактвэны 63,9% Минивэны 73,7% По всем классам 65,6% Но это предложение, а как реагирует на него покупатель? Пока еще абсолютное большинство продаваемых автомобилей с «механикой». В немалой степени за счет того, что самые популярные модели — отечественные — до недавних пор вообще не предлагались с «автоматами». Но доля «двухпедальных» постоянно растет.Доля автомобилей с автоматическими коробками передач на российском рынке, по годам (информация Авторевю): Год Доля автоматических КПП 2008 30,4% 2009 30,9% 2010 31,5% 2011 35,9% 2012 41,8% 2013 45,0% Осталось упомянуть тип привода. Полный привод — достаточно дорогостоящая опция наряду с «автоматом». С практической точки зрения даже зимой в городе достаточно привода на одну ось — особенно с дорожным просветом кроссовера. Это вопрос исключительно удобства и наличия нужной комплектации. Ведь как уже было упомянуто, мало-мальски хорошая комплектация внедорожника обычно подразумевает наличие полного привода по умолчанию.Оптимальная с точки зрения экономии конфигурация меняется с ростом стоимости автомобиля. Для легковых автомобилей младших классов (A, B, C) идеальный набор — атмосферный бензиновый двигатель с механической коробкой или «автоматом». Для легковых автомобилей и «вэнов» от миллиона рублей и выше — «автомат» с бензиновым мотором. С внедорожниками проще: В любом случае предпочтительнее «автомат». Если бензиновый двигатель мощнее 250 л. с., стоит предпочесть ему дизельный. Набор опцийБольшинство автомобилей дешевле 3 миллионов рублей можно комплектовать пакетами — это делает выбор не таким сложным. Нет смысла излишне долго сопоставлять свои желания с прайс-листом. Сэкономить и отказаться от одной опции, оставив остальные, невозможно.Логика должна быть такой. Поймите, какие опции обязательно понадобятся вам в реальной эксплуатации, например: кондиционер или климат-контроль; аудиосистема с поддержкой mp3 и «флэшек»; датчики дождя и света; подогрев сидений — в том числе задних; или даже складная спинка заднего сиденья, чтобы возить холодильник. Затем найдите минимальную комплектацию, которая их включает. Это и будет отправной точкой. Если хотите побаловать себя излишествами, никто не запретит потратить больше. Но и с выбранной комплектацией вы ничего важного для себя не потеряете.Дороговато вышло, а кондиционер точно нужен? Можете пожертвовать мощным двигателем или «автоматом». Или, в конце концов, выбрать более доступную марку.Некоторые опции напрямую влияют на стоимость владения автомобилем. Лишь несколько примеров: Более дешевый базовый цвет-неметаллик быстрее портится на мойках и чаще требует полировки, а это расходы. Некрашеный пластиковый обвес, если он присутствует, визуально удешевляет машину, но и менять его после мелких повреждений минимум вдвое дешевле, чем крашеный. Легкосплавные диски большого диаметра, наоборот, делают автомобиль визуально дороже и улучшают управляемость. Но доплатить придется неоднократно: сначала в автосалоне, потом при покупке шин больших размерностей и на шиномонтаже. Да и регламентное обслуживание подвески скорее всего обойдется дороже при прочих равных. Чего точно не стоит делать, так это отказываться от заводских опций в пользу установленных отдельно. Без разницы, у дилера или в «гараже». Возможно, перешить салон в кожу, поставить ксеноновые лампы или парктроники «на стороне» на первый взгляд дешевле — но эти работы будут выполнены с заведомо худшим незаводским качеством. Еще и усложнят общение с гарантийным отделом. А на вторичном рынке такой «тюнинг» не ценятся вовсе — проверено много раз.Выпишите минимальный список опций, без которых автомобиль потеряет для вас привлекательность и ищите нужную комплектацию. И не стесняйтесь откатиться на менее престижную марку, если не можете позволить нужную комплектацию: шильдик видят люди снаружи, а кондиционер дарит комфорт тем, кто внутри — вам.ПрестижА так ли уж важен престиж?«Плата за шильдик», «переплата за марку», — так упрощенно формулируется готовность покупателя заплатить за нематериальную составляющую автомобиля, его статус. Легче всего это удается немецким и японским производителям. К ним приближаются корейские. Остальным приходится сложнее.Сэкономить на престиже проще простого: потратьте меньше денег. Да, зависимость прямая. Чем дороже ваш автомобиль, тем он престижнее в глазах окружающих. И что любопытно, важна только начальная стоимость автомобиля. Старая Audi A8 стоит не дороже Kia cee’d, но ее статус выше. И таких «пар» автомобилей с примерно равной стоимостью покупки немало: Новый автомобиль Автомобиль с пробегом (возраст) Kia cee’d Audi A8 (6−7 лет) Opel Astra OPC Mercedes-Benz CL500 (7 лет) Toyota RAV4 Lexus LX470 (7 лет) Hyundai Santa Fe Mercedes-Benz G500 (7−9 лет) Интересная идея? Если вас не остановит тот факт, что стоимость содержания автомобиля из левой и правой колонки может отличаться на порядок.Стоит признаться, что «статус» работает только в глазах окружающих. А автомобиль вы покупаете себе.