5 важных вопросов об объектах и стандартах госфинконтроля: репортаж с семинара
ramerocrist.gmail.com / Depositphotos.com
Компания «Гарант» организовала семинар, темой которого стали актуальные вопросы осуществления внутреннего государственного / муниципального финансового контроля. Спикер – заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Станислав Сергеевич Бычков – рассказал о запланированных, а также об уже внесенных поправках в Бюджетный кодекс, касающихся порядка осуществления полномочий по внутреннему финконтролю, в том числе с учетом норм утвержденных Правительством РФ стандартов его осуществления.
Обратим внимание на несколько наиболее значимых вопросов, рассмотренных на прошедшем мероприятии. И в этой связи напомним: несмотря на употребление формулировки «внутренний» такой контроль по отношению к организациям бюджетной сферы, по сути, является «внешним», поскольку осуществляется «извне» уполномоченным органом, то есть не имеет отношения к внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту, обязанность осуществления которого для участников бюджетного процесса установлена БК РФ.
Методами осуществления государственного / муниципального финансового контроля являются проверка, ревизия и обследование, понятие которых зафиксировано в БК РФ. Объекты государственного / муниципального контроля также поименованы в БК РФ. Безусловными объектами такого контроля являются участники бюджетного процесса соответствующего уровня бюджета – ГРБС (РБС), ПБС, ГлАД, АД, ГлАИФДБ и АИФДБ, казенные учреждения. В отношении участников «своего» уровня бюджета орган внутреннего финконтроля (далее – ОВФК) вправе осуществлять проверки по исполнению всех бюджетных полномочий, которыми согласно БК РФ наделяется соответствующий участник бюджетного процесса.
1
Могут ли быть объектами контроля участники бюджетного процесса другого уровня бюджета бюджетной системы?
Да, могут, но только в том случае, если речь идет о расходовании средств межбюджетных трансфертов. В этом случае предметом проверки может быть соблюдение условий предоставления МБТ, а объектами контроля в этом случае станут не только участники бюджетного процесса иного уровня бюджетной системы РФ, но и финансовые органы публично-правовых образований, которым предоставлены межбюджетные трансферты.
2
Какими полномочиями ОВФК наделены в отношении бюджетных и автономных учреждений?
Бюджетные и автономные учреждения прямо поименованы в БК РФ в качестве объектов контроля. Вместе с тем, исходя из регламентированного перечня полномочий, являющегося исчерпывающим, в отношении таких учреждений ОВФК осуществляют контроль за соблюдением:
условий предоставления средств из бюджета (субсидий), положений правовых актов, устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению отчетности. 3
Может ли бюджетное или автономное учреждение одного уровня бюджета стать объектом контроля ОВФК иного уровня бюджета?
Да, может. В том случае, если субсидии бюджетным и автономным учреждениям выделялись за счет предоставленных публично-правовому образованию межбюджетных трансфертов, то такие учреждения также будут являться объектами контроля ОВФК того уровня бюджета, из которого предоставлялись МБТ. Например, если за счет средств целевого МБТ из федерального бюджета субсидии предоставлены бюджетным и автономным учреждениям субъекта РФ, эти учреждения будут являться объектами контроля органов Федерального казначейства в рамках полномочий по осуществлению ВФК, но только в части использования средств целевых МБТ. Иными словами, ОВФК в части операций по использованию МБТ может проверить всех участвующих в использовании средств такого МБТ лиц, включая финорганы получателей МБТ.
4
С какой целью надо проверять ГРБС, предоставляющих субсидии, если объектом контроля могут быть непосредственно получатели субсидии?
Именно органы власти и местного самоуправления, наделенные полномочиями по предоставлению субсидий, заключают от имени публично-правового образования соглашения о предоставлении субсидий. А в соглашениях, помимо включения условий о возможности контроля за использованием получателем субсидии средств, должны быть четкие формулировки об ответственности в случае нарушения условий предоставления субсидии: порядок и сроки возврата, размер средств, подлежащих возврату, и иные положения, обеспечивающие однозначное толкование предъявляемых к нарушителю условий требований. Получатели субсидий не обязаны по умолчанию соблюдать все требования бюджетного законодательства – права, обязанности и ответственность для них определяются именно соглашением. Проверка наличия соответствующих условий в соглашении и их соответствие установленному порядку предоставления субсидии как раз и является основной целью проводимых у ГРБС контрольных мероприятий.
5
Вправе ли ОВФК субъектов РФ и муниципальных образований утверждать стандарты ВФК?
Да, но только в части, не урегулированной действующими федеральными стандартами внутреннего государственного / муниципального финконтроля. Дублировать в «своих» стандартах положения федеральных не требуется. Но если в федеральном стандарте указано на необходимость урегулирования какого-то вопроса непосредственно в ведомственном стандарте, или же какие-то процедуры требуют дополнительной регламентации с точки зрения ОВФК, то соответствующие положения определяются ведомственным стандартом. Если же с точки зрения ОВФК субъекта РФ или муниципального образования дополнительного урегулирования таких вопросов не требуется, то разрабатывать и утверждать ведомственный стандарт не надо.